Что такое нейробиология аддикции?

В этом уроке вы узнаете, какие части мозга отвечают за самоконтроль, вознаграждение, обучение и изменение памяти и перенастраиваются по мере повторяющегося употребления веществ. Понимание нейробиологических процессов, приводящих к аддикции важно, так как эти же процессы вовлечены в выздоровление. Для начала, протестируем ваши знания о мозге. Перед тем как мы приступим, мы хотели бы заметить, что в этом уроке много терминологии, которая в зависимости от вашего бэкграунда, может показаться слишком сложной. В то время, как это поможет вам точнее понять, как и почему развивается зависимость, вы можете не запоминать этот материал. Вкратце, вы можете запомнить, что во время зависимости система вознаграждения, система, которая говорит «вперед!», подавляет префронтальную кору, часть мозга, которая говорит «стоп». Итак, начнем, подумайте о некоторых важных структурах мозга.

Опрос:

Не переживайте, правильно или нет вы ответили, потому что мы будем говорить о том, как все эти части мозга взаимодействуют друг с другом при развитии зависимости. Наиболее важный проводящий путь, вовлеченный в расстройства употребления веществ — мезолимбический проводящий путь, часто называемый проводящий путь вознаграждения. Этот проводящий путь контролирует наш ответ на натуральные вознаграждения, такие как еда, секс и социальные взаимодействия. Это первичная или примитивная часть нашего мозга, ответственная за выживание. Здесь задействованы различные вещества головного мозга, включая нейротрансмиттеры и гормоны, но один они имеют совместно, это нейротрансмиттер, называемый дофамин. Мы рассматриваем дофамин как сверхзаряженный на поиск награды через вентральную тегментальную область и прилежащее ядро. На самом деле это не линейный и даже не циркулярный процесс, но для понимания будем думать об этом так. Вентральная тегментальная область (ВТО) высвобождает дофамин основываясь на том, являются ли стимулы окружающей среды, такие как наркотики, стресс или победа в гонках вознаграждающими или неприятными. Предлежащее ядро получает дофамин, выделенный ВТО и опосредует вознаграждающий эффект наркотиков или стимулов. Это здесь живет веселье.

Итак, давайте разберемся, как эти части взаимодействуют вместе. Проводящий путь от предлежащего ядра и амигдалы (миндалевидного тела) вовлечен в обучение. Мозг говорит, «я чувствую, это хорошо». Проводящий путь от амигдалы до вентральной тегментальной области вовлечены в запоминание. Мозг говорит, «Я чувствую это хорошо в последнее время». И проводящий путь от амигдалы до предлежащего ядра обеспечивает эмоциональную окраску внутренних и внешних триггеров. Мозг говорит, «Это состояния, которые ведут к приятным чувствам».

Пути от префронтальной коры ко многим из этих областей включают мышление более высокого порядка и саморегуляции и относятся к исполнительному функционированию. Так, мозг может сказать, «Да, я знаю, что это приносило приятные ощущения, но это мешает достижению моих целей, поэтому я не буду делать это снова».

Активация мезолимбического пути заставляет человека повторять то, что он только что сделал, чтобы получить награду. Это так же заставляет центры памяти уделять внимание всем особенностям вознаграждающего опыта, так, что это может быть воспроизведено в будущем. Итак, это то, как мозг работает, запоминает и желает вознаграждающих вещей и проще говоря, наркотики — это вознаграждение. Во то время как интоксикационные вещества, включая стимулянты, такие как кокаин и метамфетамин, опиоиды и алкоголь действуют разными способами на мезолимбическую систему, все они имеют много общего. Большинство наркотиков связываются с рецепторами нейронов внутри мезолимбической системы либо уменьшая тормозящее влияние, либо увеличивая высвобождение дофамина. Алкоголь может здесь быть исключением. Наркотики опасны, потому что они могут вызвать высвобождение дофамина далеко превосходящее то, которое вырабатывается вследствие нормальных положительных стимулов, таких как еда, секс и т.д. и приводят вознаграждающие пути в перевозбуждение. Например, кокаин повышает высвобождение дофамина в 10 раз.

Большинство активностей мозга определяются индивидуальным генотипом, и это особенно касается употребления веществ. К тому же, время, когда человек начинает употреблять влияет на риск развития зависимости. Чем моложе человек начинает употреблять, тем, к сожалению, эффективней работает межклеточная и нейрональная коммуникация. Это происходит вследствие того, что миелин, жировая субстанция, как изоляция на проводах, помогает сигналу проходить быстро и эффективно, и это происходит в течение нескольких периодов в молодой жизни.

Итак, что происходит при повторяющемся употреблении вещества? В коротком времени — привыкание мозга. Со временем, проводящие пути, используемые постоянно становятся более эффективными, требуют менее и менее мыслительных стимулов, и формируют привычки, на которые влияют также генетика и возраст начала употребления. Время, которое на это уходит, зависит от вещества. В конечном счете распределение медиаторов выходит из под контроля. Человеку, хронически употребляющему вещества теперь требуется больший уровень нейротрансмиттеров для активации системы вознаграждения. Это называется толерантность. Исследования на животных показали, что повторяющееся привычное употребление изменяет количество и плотность рецепторов для аддиктивных веществ, поэтому формируется толерантность. Изменяется выработка внутриклеточных сигнальных молекул и белков, это объясняет дальнейшую постоянную тягу, следующую за абстиненцией.

Каковы последствия длительного употребления наркотиков? Мозг меняется химически и анатомически. Эмоциональные системы мозга запускаются быстрее и выходят из-под контроля. Физические ощущения, сенсорная часть мозга сильно искажается. Думающая часть мозга, префронтальная кора отключается, по мере того, как система вознаграждения берет верх. Все, что делается, только для того, чтобы чувствовать себя нормально.

Но неужели потеряны все надежды? Конечно, нет. Хорошие новости в том, что так же как новые проводящие пути формируются во время зависимости, мозг может генерировать новые пути во время выздоровления. Существуют основанные на доказательствах когнитивные, поведенческие и фармакологические возможности переформировать нейронные связи, как усиливая проводящие пути префронтальной коры, так и ослабляя пути системы вознаграждения. В этом модуле мы рассмотрим, в частности, какие медикаменты помогут вам успокоить перевозбужденные проводящие пути, чтобы снизить тягу.

К оглавлению

Опубликовано Александр Панарин

Врач психиатр-нарколог

Оставьте комментарий